Необычные курсы: чему компании учат сотрудников

Чтобы бухгалтер хорошо вел отчетность, ему надо знать законы и следить за изменениями в требованиях. Значит, компании следует оплатить ему регулярные курсы повышения квалификации по профессии. А если предложить бухгалтеру еще и курсы пения? Или навыки киносъемки? Спросили тех, кто учит сотрудников необычному, зачем они это делают.
Необычные курсы: чему компании учат сотрудников

Пение и танцы на производстве

Сергей Касторнов, директор по персоналу АО «ФПГ Энергоконтракт»

С этого года наши сотрудники занимаются английским языком, вокалом, рисованием, танцами, йогой. Занятия выбирали коллективно, при этом учитывалось три фактора. Во-первых, насколько возможно использовать полученные навыки в повседневной жизни, корпоративных мероприятиях — как внутренних, так и внешних, — где часто не требуются профессиональные навыки и знания, но ценятся творчество, креативность и возможность проявить себя в ином качестве. Во-вторых, учитывалась возможность совместного коллективного обучения. В-третьих — развитие уже имеющихся способностей у сотрудников.

Дополнительные занятия вне работы нужны для улучшения жизненного баланса. Качественное решение профессиональных задач связано в том числе с отдыхом сотрудника. Мы хотели предложить возможность удобной реализации этого права. Ведь многим мешают какие-то обстоятельства — долгая дорога до места обучения английскому языку или занятий танцами, потеря времени в задержках на работе из-за срочности задач и невозможности вернуться к ним. Поэтому такая опция, как встать со своего рабочего места и через 3 минуты оказаться на своих любимых занятиях, не связанных с работой, как итог, помогает людям переключаться, эффективно отдыхать и еще более эффективно работать. Не это ли нужно любому работодателю?

Когда человек не видит в себе талантов, ему сложнее включаться в корпоративную жизнь. Отличный бухгалтер, инженер или программист выпадает из жизни коллектива, потому что «нечего показать»: я хорошо программирую, проектирую, но не более. Совместное обучение и взаимная поддержка помогают раскрыть в сотруднике те таланты, которые он сам не видит. Это как второе дыхание, помогает потом как в профессиональной, так и в личной жизни.

Уроки распознавания лжи

Оксана Кухарчук, директор департамента «Корпоративный университет», МТС

Нам близка идея, что сотрудника не нужно ограничивать обучением и курсами строго по профилю его непосредственных рабочих обязанностей.

В рамках проекта «Виртуальная академия» мы запускаем множество курсов. Необязательные курсы — развитие креативности или распознавание лжи, например, — это наше желание оставаться интересными. Мы хотим, чтобы сотрудники заходили в систему и продолжали учиться. Такие курсы привлекают и в то же время могут пригодиться в работе. Распознавание лжи — очень полезно для рекрутеров или продажников. Но суть не в том, чтобы стать экспертом по распознаванию лжи. Сотрудник учится читать людей, понимать их реакции.

Такие программы, которые, на первый взгляд, не связаны с обучением, помогают вовлекать больше людей. А в обучающих курсах фан-контент помогает человеку освоиться, научиться пользоваться нашей «Виртуальной академией». Потом он уже с большей вероятностью захочет учиться чему-то еще.

Курс осознанности и тренеры-активисты

Екатерина Подвальная, директор по управлению талантами, обучению и развитию, «Билайн»

В «Билайн-университете» множество интересных форматов. И каждый раз, внедряя новую программу, мы в большей степени думаем про конкретного человека, стараемся понять его запросы, а в меньшей — делать акцент на теоретические основы, которые принято развивать. Понимая потребности своего конечного пользователя, мы можем создавать обучение, которое действительно сможет принести пользу как сотруднику, так и компании.

В начале декабря мы запустили новую многомодульную программу об осознанности, цель которой — понять, почему навыки осознанности важны для человека в современном мире. Программа включает практики работы с телом и эмоциональным интеллектом, обсуждение направлений построения лидерских качеств. Пока это пилотная версия программы — первыми ее пройдут наши топ-таланты.

Необычные курсы: чему компании учат сотрудников

Также мы уделяем внимание развитию способностей самопрезентации. Этому посвящена специальная программа «Билайн-университета», в рамках которой мы учим не только умению презентовать тему, но и тому, как правильно стоять на сцене, вести себя и работать с аудиторией. Такие программы помогают сотрудникам не только лучше понимать свои способности, но и лучше узнать друг друга. В итоге это превращается в нетворкинг, а не только в публичное выступление.

Еще одно направление, которые мы развиваем в компании. — это сторителлинг. Когда люди рассказывают собственные истории, им удается развивать не столько навыки презентации, сколько лидерские навыки. Личный рассказ или личный пример — это лучшие способы мотивировать людей.

При желании сотрудник может стать тренером. Это символически оплачивается, а главная цель — развивать наших сотрудников. По нашему опыту — это серьезный инструмент самопозиционирования. Тренинги, как правило, проходят в рамках одной рабочей группы. Их организуют люди, которые работают в IT, техническом подразделении или, например, в финансах.

Уроки лидерства для женщин

Гульнара Горишняя, руководитель управления подбора и оценки людей, Burger King

Идея курса для женщин-руководителей принадлежит нашему генеральному директору. У него самого трое детей. И он часто говорит, что может строить карьеру и спокойно работать благодаря уверенности в своей супруге, ведь в это время вся забота о детях и доме ложится на ее плечи. Поэтому наш гендиректор хорошо понимает, насколько в нашем сумасшедшем мире женщине непросто быть руководителем и успешно совмещать это с другими ролями.

65% руководителей в компании — это женщины. И это в основном те, кто руководит ресторанами. То есть основа нашего бизнеса. Считается, что мужчинам легче проложить себе путь в профессиональной сфере, а женщинам нужно помочь. Я отчасти с этим согласна. У женщины гораздо больше ролей — например, она и мама, и жена, и руководитель.

Я была в пилотной группе, потому что мне было важно прочувствовать, как проходит программа. После программы я стала менее тревожной, поняла, что работающая мама — это круто для ребенка, перестала испытывать чувство вины. У мам на руководящей должности оно в той или иной степени обычно есть. Через год после программы результат такой — я могу четко разделить работу и время с ребенком, поэтому мне гораздо легче качественно проводить это время.

Этот курс больше про работу с внутренним состоянием. Его ведут трое специалистов, которые в ходе программы меняются между собой. Это психотерапевты, коучи, тренеры. Есть и элементы классического тренинга, кейсы, которые часто встречаются в работе. Но все это идет через изменения внутри.

Если ты умеешь сохранять энергию, аккумулировать ее и направлять в нужное русло, то в работе ты успеваешь гораздо больше. Это важное умение не только для женщин на руководящей должности, конечно.